Собор Парижской Богоматери

15:23 / Comments (0) / by Жулли


В каждом крупном средневековом городе Западной Европы строился собор. Городской храм - это не только место службы и молитвы, но и убежище, для местного населения на случай, если прозвучит стихийное бедствие или нападет враг. И еще - это «каменная проповедь», с которой Церковь обращалась к простым смертным, напоминание о том, что вся земная жизнь человека - всего лишь прелюдия к потусторонней жизни.

Кафедральный собор Нотр-пані был построен на острове Сити по инициативе парижского епископа Мориса где Сюлли. Строительство его началось в XII в. и длилось 170 лет. В те времена собор выглядел не так, как сегодня: впритык к нему подступали дома с мастерскими ремесленников и скамьями, а главный фасад собора был не монохромным, а куда более нарядным: все статуи фасада и порталов сверкали яркими красками на золотом фоне.

В XVII-XVIII вв. собор Нотр-пані не избежал судьбы других памятников готической архитектуры, которая считалась тогда «варварским» искусством: в результате многочисленных переработок первичная внешность сооружения была искажена, внутри был снесен амвон и гробницы, оригинальные витражи заменены обычным стеклом. В годы Революции собор был объявлен «храмом Ума». Однако отношение к собору толпы, которая взбунтовалась, трудно признать умным: из его крыши исчезла стрела, а из центрального фасада - статуи иудейских царей (их приняли за изображение французских королей). Тогда же были переплавлены все, кроме одного, звоны собора.

Постепенно собор пришел в упадок. Дошло до того, что по случаю коронации Наполеона его обветшалые стены были задрапированы или поспешно перекрашены. Лишь в 1831 г., когда появился роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», городские власти беспокоились судьбой собора. Капитальная реставрация Нотр-пані была поручена знатоку готической архитектуры, архитектору, Виолле-ле-дюку. Реставрация длилась почти двадцать лет.

На протяжении многих веков собор Нотр-пані был весь им, если не главнее всего, центром городской жизни. Здесь заседал парижский парламент, разыгрывались мистерии, заключались торговые операции; убогие и бездомные находили в соборе пристанище, а богатые горожане, отправляясь в дальнее путешествие, сдавали сюда на хранение свои ценности. В соборе осуществлялись обряды крещения, бракосочетания и отпевания, праздновались военные победы и выполнялся торжественный гимн «Тедеум». Отметим, что в соборе Нотр-пані были всего две коронации: английского короля Генриха IV и императора Наполеона (по традиции почти все французские короли благославлялісь на власть в Реймском соборе).

«Тяжелый, как слон, и легкий, как насекомое»

В XII веке («век Церкви воинственной») храм больше был похож на башню-крепость, в которой доминировали могучие глухие стены, а узкие окна напоминали амбразуры. Это была крепость, преобразованная на место молитвы (одна такая церковь сохранилась в Париже - Сен-жермен-де-пре).

В XIII веке (« век Церкви торжествующей») внешность соборов абсолютно изменилась, о чем напоминает нам архитектура Собора Парижской Богоматери. Здесь господствуют вертикали и стрельчатые формы, а стены прорезают нишами, которые сужаются кверху, и окнами, с ажурными колонками - собор «струится». Еще одна его особенность - пластичный характер архитектуры. Плоские поверхности возведены к минимуму, все построено на игре объемов, на контрасте света и тени, а «парящие» укрепления (аркбутани) по бокам собора напоминают опоры космического корабля на старте: кажется, что собор вот-вот взлетит.

Главный фасад Нотр-пані - «не совсем готический»: предусмотрены проектом островерхие шпили на верхушках двух башен так и не были построены, чтобы не нарушить достигнутую гармонию. В нижней части фасада - три могучих портала: слева - портал Девы Марии, в центре - портал Страшного суда, дело - портал Св. Анны (матери Девы Марии). Над порталами протянулась аркада с 28 статуями иудейских царей. В центре фасада - грандиозное окно-роза, заполненное ажурным каменным плетением и витражами.

В правой башне висит звон, возвышенный в дар собора в 1400 году. Позже этот звон весом 6 тонн был переплавлен в таком же количестве бронзы. Присутствуют при этом знатные госпожи и простые парижане бросали в расплавленную массу золотые и серебряные украшения, почему, как утверждают, звон приобрел чистый и звучный тембр.

«Тяжелый, как слон, и легкий, как насекомое», - сказал о соборе Нотр-пані Анатоль Франс.

Внутри собора

Интерьер собора поражает размахом пространств. Здесь нет ни массивных опор, ни голых стен - интерьер словно соткан из лучевидных нервюр, направленных вверх. В интерьере опять звучит лейтмотив готической архитектуры: собор - это Небесный Иерусалим на земли и в то же время модель божественной вселенной...

В каплицах, расположенных в правой части собора, вы увидите картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, возвышаются в дар собора ежегодно в первый день мая.

Трансепт собора украшен двумя гигантскими розами-витражами. Небольшая бронзовая пластина, вправленная в подлоге трансепта, сообщает, что в 1886 году известный писатель Поль Клодель принял здесь католическую веру. В этой же части собора находятся статуи Девы Марии («Парижская Богоматерь») и св. Дионисия. В глубине собора - скульптурные изображения Людовика XIII и Людовика XIV, а из внешней части хоров - барельефы на темы Нового завещания.

Орган Собора Парижской Богоматери - наибольший во Франции.