Музей искусства Африки и Океании

15:14 / Comments (0) / by Жулли

В апреле в 2000 г. президент Франции Жак Ширак торжественно открыл в Лувре залы, посвященные искусству стран Африки, Азии, Океании и Америки. Павильон Сессий, в котором отныне сохраняются эти произведения, пользуется огромным успехом у посетителей. Он стал первичным ядром будущего музея на набережной Бранли, который откроется в Париже в 2004 г. Интервью со Стефаном Мартеном, назначенным в 1998 г. президентом - генеральным директором нового музея

Label France: Расскажите о своем профессиональном прошлом, которое привело вас на эту должность.

Стефан Мартен: Сначала я работал в Счетной палате, а затем, из 1989 г., в сфере культуры: в Центре Помпиду, как делегирован директор на Радио Франс, директором отдела музыки и танца в Министерстве культуры, а затем директором кабинета Филиппа Дуст-блазі, в ту пору министра культуры.

Я давно увлекаюсь путешествиями и культурами далеких народов, в частности Африка. На сквозняков четырех лет я работал в дакарі (Сенегал), а военную службу проходил в Полинезии, в Тихом океане. Таким образом, когда проект создания нового музея попал на стол министра культуры, я стал заниматься этим досье. Идея создать в столице новый музей, посвященный искусству стран Африки, Азии, Океании и Америки, сразу вызывала мое восхищение.

Что представляет для вас искусство, которое временами называют примитивным? Как бы вы его определили?

Это художественные произведения ряда цивилизаций, которые существуют на каждом континенте. Часто их даже не считали искусством, поскольку они стояли в стороне от наибольших течений, которые характеризовали большие империи и религии. Те течения, которые стоят в основе структуры так называемого исторического общества. Мне не очень нравится название «Примитивное искусство», оно кажется мне очень унизительным. Именно такие формулировки и заключают в себе негативное отношение к артистической или эстетичной продукции со стороны ряда лиц и в зависимости от того, какое влияние может предоставить это искусство на художественную историю Запада.

Однако, одновременно с этим нужно признать, что это один из интересных аспектов этой культурной продукции: она обращается к нам непосредственно и имеет универсальный характер. Вот почему рассматривать ее нужно в общем ансамбле: и у мощности заключенной в ней воображения, и в эстетичной точности, красоте и сложности, но также и с точки зрения человеческого, социального, исторического и социологического, а также психологического богатства.

Музей Бранли будет сочетанием двух подходов, которые долгое время существовали отдельно один от другого. В наши дни не только Франция стремится по новому взглянуть на культуру этих народов. По тому же пути двигаются, в частности, Великобритания и Голландия.

Какие основные идеи, которыми вы надеетесь привлечь посетителя к подобной экспозиции?

Мы надеемся достичь взаимопонимания с публикой благодаря двум основным линиям. Прежде всего, в экспозиции будет помещена политическая и гуманистическая идея, которая заключается в признании этих культур. Именно этому посвящен отдел, ныне действующий в Лувре. Это не выставка, а некоторое выставочное пространство, которое постоянно действует, посвященный этому искусству. Символично было очень важно, чтобы эти произведения нашли себе место само в Лувре. Такой способ выразить уважительное отношение со стороны Франции к самим народам и их культурной продукции.

Другая линия, также представленная в павильоне Сессий, должна коснуться самых широких слоев посетителей, которые приходят в Лувр не специально ради этих произведений. Однако, их все же увидят шесть миллионов человек ежегодно! Для большинства произведений это ежегодно больше посетителей, чем он видел за все свое существование. И в то же время, мы понимаем, что 1400 м2 в Лувре не могут позволить нам должным образом осветить искусство четырех огромных континентов.

Так родилась идея строительства нового музея на набережной Бранли в Париже, и проект вступил в свою вторую стадию, еще более значительную и по размеру, и по смыслу. Проект состоит из двух частей: отдел в Лувре и новое здание, которое строит архитектор Жан Нувель, один из творцов Института арабского мира в Париже. Новый музей будет включать две французских коллекции, объединенной впервые: Музей Человека, что раньше имел скорее научное значение, и Музей стран Африки и Океании (см. Label France  35 апреля 1999), - художественной направленности. Обе коллекции будут представлено на абсолютно новой музеографічеськой основе, с применением мультимедиа, со своей библиотекой и др.

В этой связи, каким образом представлены и объяснены произведения в Лувре?

Посетителям предлагается три уровни информации. Комментарии содержатся не в выставочных витринах, а рядом, так что в первую очередь происходит непосредственный контакт с предметом. Потом, в каждом зале можно воспользоваться специальными объяснительными карточками, которые дают о каждом предмете более подробную информацию.

И наконец, в отдельном зале мы установили несколько компьютеров, на которых можно посмотреть CD-Rom. Любой предмет можно таким образом виртуально повернуть в любом направлении, получить еще более подробную информацию, услышать историю произведения. Мы также проводим экскурсии для детей и разработали специальную педагогическую программу для наших маленьких посетителей, которые владеют необычной способностью воспринимать искусство.

Какая классификация предметов искусства?

117 произведений распределено по континентам. При этом мы не стремились к полной и подробной экспозиции. На площади в 1400 м2 мы стремились привлечь максимум неспециализированной публики, которая, возможно, пришла в Лувр, чтобы увидеть другие произведения, другой стиль. Мы представили лишь небольшое количество произведений, причем исключительно скульптуру, и это был осознан выбор. Мы хотели, чтобы каждый посетитель составил для себя собственный «мнимый музей», и создал бы систему сравнения по отношению к тому, что он увидит в других отделах Лувра.
Предметы были отобраны по многим критериям, одним из которых был вопрос, насколько представляют они искусство своего континента и его основные течения. Их расположение субъективно, но эта субъективность намеревается.

.

Павильон Сессий открылся 19 апреля в 2000 г. Какая реакция публики на эти произведения?

Мы встречаем со стороны публики полный энтузиазм, внимание и уважительное отношение, к этому искусству. В первую неделю сюда пришло 8000 человек, и это значительно больше, чем может вмещать зал, предназначенный для посещений одновременных 300 человек.

Какая история приобретения этих произведений?

Три четверти ведет свое происхождение из государственных коллекций Франции, еще пятнадцать - является объектами отдельных приобретений или дарований, и, наконец, около десяти были дани на временное хранение соответствующими странами. Такие произведения мы получили из Пакистана, Канады, Мексики, Никарагуа и Тайваня.

Кроме этого, мы подписали договоры о культурном сотрудничестве между Лувром и Нигерией, Пакистаном и Французской Полинезией. Это сотрудничество рассчитано на длительный срок и войдет в силу, как только будет закончено строительство музея Бранли. Идет речь о партнерстве и взаимном обмене, в частности на уровне педагогических и научных программ. Важно уточнить, что музей находится под высоким заместительством ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) и под тройным руководством министерств культуры, народного образования и науки. Задания, которые стоят перед будущим музеем, многосторонні, важные и открытые внешнему миру.